Еще в начале декабре я пытался сделать шелкографию, причем именно белую, для платы. Вот мои потуги в этой области.
Сразу было понятно, что в качестве трафарета только сухой пленочный негативный фоторезист, так как с полноценной шелкографией заморачиваться было лень, а других способов нанести по компьютерному трафарету я не знаю.
Далее надо было подобрать материал для краски. Перепробовал гуаши всякие, краски текстильные, и много чего другого, даже силикатный клей с белилами. Все испытания и требования выдержала только одна смесь: клей ПВО + титановые белила.
А требования были следующие: чисто белый цвет, полная стойкость к температуре до 350-400 градусов, полная стойкость к воде, растворителям и кислотам, неэлектропроводность, механическая прочность (ногтем не должна сниматься ни при каком усилии).
Вместо титановых белил можно использовать цинковые, но их я не нашел.
Самый первый пробный эксперимент: простая маска из фоторезиста, замешал ПВА с белилами «на глазок», намазал в щели в фоторезисте, протер губкой с водой. И плату в духовку на 250 градусов на 10 минут. Но, увы, забыл плату в духовке! Очнулся, когда по всей квартире уже распространялась ужасная вонь. Вот результат.
Заметьте, шелкография выжила!
Вторая попытка
Маска из фоторезиста:
Первоначальное намазывание смесью (мажу резиновым шпателем):
Помочил водой, снова шпателем прошелся:
Чуть посушил, убрал фоторезист кипячением в растворе кальцинированной соды и в духовку. Результат:
Проблемы
1) Фоторезист не может делать линии в 0.1мм! Может у меня просто такой тупой фоторезист, может аппарат засветки кривой, но дорожки 0.1мм это тяжко, практически 50/50. Я вообще не знаю никого, кто бы делал 0.1мм дорожки на фотоспособе. А все элементы маски по умолчанию именно такие. Приходится руками делать их все 0.15мм.
2) Снять фоторезист и не повредить маску из краски практически не реально! Я пробовал снимать фоторезист по разному, но самый нежный способ для маски, как это не странно, оказался именно кипячением платы в насыщенном растворе кальцинированной соды. Все равно местами фоторезист пристает к ПВА и при снятии отрывается вместе маской.
3) Заливки, как видно, выходят хреново.
Возможные решения
Проблема 1: Или править маску до толщины линии в 0.15-0.2мм до печати или использоваться фоторезист с разрешающий способностью 0.1мм и меньше, чем тоньше – тем лучше, с хорошей засветкой (без бокового подсвета),
Проблема 2: Посушить плату минут 5 в духовке на 100 градусах или очень горячим феном для волос, тогда маска сильнее прицепится к плате. Не надо пытаться оторвать все кусочки фоторезиста от маски, пусть остается, после духовки можно откалупнуть. Он хорошо откалупывается – проверно.
Проблема 3: Никак. Не делать заливок и все. Особенно на краях.
Решения эти я не проверял – лень мне уже было.
Извините, не удержался.
Во-первых: 75% мало, это значит из 100 дороже 25% будет сломано, и это слишком много.
Во-вторых: вы как 0.1мм определили? Потому в программе так нарисовано? Если так, то не пойжет. Сделайте скан на 3200dpi и измерьте реально. Можете удивиться.
В-третьих: Какой у вас фоторезист? Он ведь разный бывает. Есть отличный фоторезист, который мало где купишь и денег стоит нормально + нормальная
система засветки и можно получать 0.1мм практически 100% всегда.
Вопросы:
1) Чем производится засветка?
2) Будет время, то прошу сделать решетку 0.1 дорожка - 0.1 зазор и так штук десять длиной сантиметров 5. Вытравить и именно на сканере на 2400-3200 dpi проверить. Микрометры разные бывают, не все подходят для такого дела.